Основная Тема

1. Мониторинг изменений в налогообложении в 2010 году

Наша оценка

Что изменилось

Подробнее

Основания изменений

Вступает в силу

Первая часть Налогового кодекса

+

Компания вправе не подавать «уточненку» при обнаружении ошибки, а отразить налог в отчетности текущего периода

Право не уточнять отчетность компаниям предоставили, только если допущенные ошибки привели к излишней уплате налога. Если же налог оказался недоплаченным, то, как и раньше, понадобиться уточнить декларацию того, периода, к которому относиться ошибка.

Пункт 1 статьи 54 НК РФ (в редакции Федерального закона от 26.11.08 № 224-ФЗ)

С января 2010 года

+

Если налоговая инспекция задержит разблокировку счетов, компания вправе требовать проценты за нарушение сроков

Инспекция теперь обязана платить проценты за нарушение двух сроков. Во-первых, если вовремя не отменить ранее принятое решение о приостановлении операций. Срок- не позднее одного рабочего дня, следующего за днем, когда устранены причины блокировки счета, то есть сдана декларация либо получены документы, подтверждающие факт взыскания задолженности. Во-вторых, компания может рассчитывать на проценты, когда инспекция нарушила срок направления в банк решения о разблокировке счета. Отведенный ей срок – один рабочий день, следующий за днем принятия такого решения. Проценты начисляются по ставке рефинансирования на сумму заблокированных на счете компании средств

Пункт 9.2 статьи 76 НК РФ (введен Федеральным законом от 26.11.08 №224-ФЗ)

С 1 января 2010 года

+

Налоговая инспекция не вправе повторно истребовать  у налогоплательщика  документы, которые он уже ранее представлял при камеральных или выездных проверках

Это правило касается документов, представленных после 1 января текущего года (п.15 ст.7 Федерального закона от 27.07.06 №137-ФЗ). Но есть два исключения. Во-первых, запрет на повторное  истребование не действует, когда документы ранее представлялись в виде подлинников, возвращенных впоследствии организации. Во-вторых, инспекция вправе повторно запросить их у налогоплательщика, если они были утрачены ею вследствие обстоятельств непреодолимой силы (пожар и др.)

Пункт 5 статьи 93 НК РФ (в редакции федерального закона от 27.07.06.№137-ФЗ)

С 1 января 2010 года

Налог на добавленную стоимость

+

Несущественные ошибки в счете-фактуре не являются основанием для отказа в вычете НДС

В пункте 2 статьи 169 НК РФ теперь прямо зафиксировано, что инспекция не имеет права отказаться в вычете из-за ошибок в счетах-фактурах, не препятствующих налоговикам идентифицировать продавца, покупателя, наименование товаров, работ, услуг, их стоимость ,а также налоговую ставку и сумму налога. Поэтому споров с налоговиками по причине отказа в вычетах по причине формального несоответствия счетов-фактур статье 169 НК РФ должно стать меньше

Пункт 2 статьи 169 НК РФ (в редакции Федерального закона от 17.12.09. № 318-ФЗ)

С 1 января 2010 года

+

Проценты по займам в форме ценных бумаг точно не облагаются НДС

В подпункте 15 пункта 3 статьи 149 НК РФ, на основании которого от НДС освобождаются операции по предоставлению займа, теперь появилось упоминание о процентах, а также о займе в виде ценных бумаг. Что касается процентов, то они и раньше были освобождены от НДС (письмо Минфина России от 03.06.09 № 03-07-07/49). А в том случае, когда объектом займа являются ценные бумаги, по мнению чиновников, доходы заимодавца в виде процентов по этому договору до 2010 года облагались НДС (письмо МНС России от 15.06.04 №03-2-06/1/1367/22).
Отметить, что в статье 149 НК РФ теперь говориться об «операциях займа», а не об «операциях по предоставлению займа». В Минфине подтверждают, что, по сути, это ничего не меняет.

Подпункт 15 пункта 3 статьи 149 НК РФ (в редакции федерального закона от 25.11.09 № 281-ФЗ)

С 1 января 2010 года

+

Освобождена от НДС реализация коммунальных услуг, а также работ (услуг) по содержанию общего имущества в многоквартирном доме, предоставляемых управляющим организациям, ТСЖ или специализированным кооперативам

Управляющие организации , товарищества собственников жилья, жилищные и иные специализированные потребительские кооперативы могут не платить НДС при реализации населению коммунальных услуг. Правда при условии, что они сами приобрели услуги  непосредственно у организаций коммунального комплекса, поставщиков электроэнергии и газоснабжающих организаций. Освобождена от НДС также реализация работ (услуг) по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме. Но при условии, что эти работы (услуги) приобретены у непосредственных их исполнителей. От названных льгот можно отказаться. Напомним, что раньше товариществам собственников жилья приходилось в суде доказывать право на освобождение от НДС (п.2 постановления Пленума ВАС РФ от 05.10.07 №57)

Подпункты 29 и 30 пункта 3 статьи 162 НК РФ (введены Федеральным законом от 28.11.09 № 287- ФЗ)

с 1 января 2010 года

Налог на прибыль

+

Проценты по займам и кредитам включаются в доходы и расходы на конец каждого месяца отчетного периода

До 2010 года возникала путаница.  В пункте 6 статьи 271 и пункте 8 статьи 272 НК РФ было предусмотрено, что проценты включают в доходы и расходы на конец каждого отчетного периода. То есть для большинства компаний ежеквартально. А в пункте 4 статьи 328 НК РФ говорилось, что в составе доходов и расходов отражают проценты, начисленные на конец месяца. Теперь разночтений не будет. Это имеет принципиальное значение, если в договоре банк (заимодавец) оставляет за собой право изменять процентную ставку. Тогда максимальная сумма учитываемых процентов рассчитывается исходя из ставки ЦБ, действующей на дату признания затрат

Пункт 6 статьи 271, пункт 8 статьи 272 НК РФ (в редакции Федерального закона от 25.11.09 № 281-ФЗ)

С 1 января 2010 года

+

В налоговом учете не возникает курсовых разниц по валютным авансам, так же как и в бухгалтерском учете

С этого года компании освобождены от обязанности переоценивать в налоговом учете валютные авансы. В пункте 11 статьи 250 и подпункте 5 пункта 1 статьи 265 НК РФ предусмотрено, что курсовые разницы, возникающие от переоценки выданных и полученных авансов, внереализационными доходами и расходами не являются. Это сблизило налоговый и бухгалтерский учет, в котором валютные авансы также не переоценивают

Пункт 11 статьи 250 и подпункт 5 пункта 1 статьи 265 НК РФ (в редакции Федерального закона от 25.11.09 № 281-ФЗ)

С 1 января 2010 года

+

Выявленные в ходе инвентаризации излишки, а также имущество от демонтажа и ремонта основных средств учитываются в составе материальных затрат полностью

Если в результате инвентаризации выявлены излишки, а также получено имущество при демонтаже и ремонте основных средств, то стоимость имущества включается во внереализационные доходы (п.13,20 ст.250 НК РФ). А вот в расходы по ранее действующим правилам можно было включить только 20 процентов от стоимости учтенных доходов. Теперь же в пункте 2 статьи 254 НК РФ предусмотрено, что в материальные расходы можно включить всю сумму, которая учтена в доходах

Пункт 2 статьи 254 НК РФ (в редакции Федерального закона от 25.11.09 № 281-ФЗ)

С 1 января 2010 года

+

При реализации имущества, выявленного в ходе инвентаризации, а также полученного при демонтаже или ремонте основных средств, компании смогут уменьшить доходы на рыночную стоимость этого имущества

С этого года в подпункте 2 пункта 1 статьи 268 НК РФ прямо предусмотрено, что доходы от продажи имущества, выявленного при инвентаризации или полученного при демонтаже (ремонте) основных средств, можно уменьшить на стоимость этого имущества в виде ранее учтенного дохода. В принципе такой порядок налогообложения можно было применить и раньше, но через споры в суде (постановления федеральных арбитражных судов Поволжского округа от 08.07.08 № А65-28775/07, Уральского округа от 26.04.07 № Ф09-2970/07-С2)

Подпункт 2 пункта 1 статьи 268 НК РФ (в редакции федерального закона от 25.11.09 № 281-ФЗ)

С 1 января 2010 года

+

Компания вправе списать с расходов на оплату труда платежи по договорам на медицинское обслуживание, которые заключены с медицинским учреждением

До 2010 года в расходах можно было учесть взносы по договорам ДМС работников, заключенным со страховыми организациями. Теперь же в расходы включается- также оплата по договорам на оказание медицинских услуг, заключенных непосредственно с медицинскими учреждениями. Ограничения те же, что и в отношении договоров ДМС: срок договора не менее одного года. сумма медицинских затрат не должна превышать 6 процентов от расходов на оплату труда

Абзац 9 пункта 16 статьи 255 НК РФ (в редакции Федерального закона от 24.07.09 № 213-ФЗ)

С 1 января 2010

+-

Доплату до фактического заработка за время болезни можно включить в расходы

С 1 января 2010 года утрачивает силу пункт 15 статьи 255 НК РФ, согласно которому расходы на доплату до фактического заработка во время болезни сотрудника включаются в расходы на оплату труда. Но компания, как и прежде, вправе учитывать такие выплаты. Правда, теперь как иные выплаты, предусмотренные трудовым или коллективным договором (п.25 ст. 255 НК РФ). Минфин это подтвердил (письмо от 14.09.09 № 03-03-06/2/169)

Пункт 15 статьи 255 НК РФ (исключен Федеральным законом от 24.07.09 №213-ФЗ)

С 1 января 2010 года

+

Капитальные вложения в арендованные (полученные по договору ссуды) основные средства можно амортизировать с учетом срока полезного использования не только арендованного (полученного по договору ссуды) объекта, но и самих капвложений

Речь идет о неотделимых улучшениях, для которых в постановлении Правительства РФ от 01.01.02 № 1 установлен свой срок полезного использования, к примеру лифты, встроенная система вентиляции и т.д. Такие капвложения арендатор вправе амортизировать с учетом срока их полезного действия. Если же арендатор построил, к примеру, капитальную перегородку, то амортизировать ее понадобиться по нормам здания. Аналогичной точкой зрения Минфин придерживался и раньше (письмо от 23.10.09 №03-03-06/2/203). Правда, из кодекса такое правило не следовало.
Такое же уточнение введено теперь и в отношении неотделимых улучшений имущества, которое ссудополучатель получил в безвозмездное пользование

Пункт 1 статьи 258 НК РФ (в редакции Федерального закона от 25.11.09 №281-ФЗ)

С 1 января 2010 года

-

Проценты, которые уплачены налоговикам за НДС, возмещенный в упрощенном заявительном порядке, не включаются в расходы

Если налогоплательщик вернул НДС до завершения «камералки», а потом инспекция не подтвердила возмещение, то ранее полученный налог компания должна вернуть вместе с процентами в размере двукратной ставки  рефинансирования (п.17 ст.176.1 НК РФ). Эти проценты, как и иные виды пеней, штрафов, перечисляемых в бюджет, нельзя учесть в расходах

Пункт 2 статьи 270 НК РФ (в редакции Федерального  закона от 17.12.09 №318-ФЗ)

С 1 января 2010 года

+-

ЛИФО  исключен из числа методов списания на расходы стоимости выбывших ценных бумаг

Раньше в учетной политике можно было закрепить один из следующих методов списания: ЛИФО, ФИФО или стоимости единицы. Но поскольку метод ЛИФО в бухучете уже не применяется и в условиях кризиса приводит к искажению реального результата, он был отменен и в налоговом учете

Пункт 9 статьи 280 НК РФ  (в редакции Федерального закона от 25.11.09 № 281-ФЗ)

С 1 января 2010 года

+

Уточнены особенности определения налоговой базы  и учета по срочным сделкам, операциям с ФИСС, РЕПО с ценными бумагами

По операциям РЕПО, которые начали исполняться в 2009 году и продолжаются в 2010 году, а также по операциям займа в ценных бумагах, начатых в 2009 году или ранее, оконченных в 2010 году и позже, установлены переходные положения. Налогообложение этих операций производится по правилам, действующим в 2009 году

Статьи 282,282.1,302,303,304,305,333 НК РФ (в редакции Федерального закона от 25.11.09 №281-ФЗ), статья 13 Федерального закона от 25.11.09 № 281-ФЗ

 с 1 января 2010 года

НДФЛ

+

Не облагается НДФЛ единовременная материальная помощь, которую работодатель оказывает бывшему работнику-пенсионеру или члену его семьи в связи со смертью члена семья

Раньше НДФЛ не нужно было удерживать только при оказании материальной помощи членам семьи умершего работника или самому работнику в связи со смертью члена его семьи. По поводу льготы бывших сотрудников были споры. Но судьи считали, что суммы материальной помощи, выплаченные членам семьи в связи со смертью бывшего работника, облагаются НДФЛ (постановление Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа от 19.11.07 № А29-549/2007)

Пункт 8 статьи 217 НК РФ (в редакции Федерального закона от 19.07.09 № 202-ФЗ)

С 1 января 2010 года

-

Единовременная материальная помощь при рождении ребенка не облагается НДФЛ, если она выплачена в течение первого года после рождения малыша

В данном случае имеется в виду не календарный год, а первый год жизни ребенка. Ранее действовавшая редакция пункта 8 статьи 217 НК РФ не содержала каких-либо ограничений по поводу даты выплаты такой материальной помощи. Она не облагалась НДФЛ при любом моменте ее выплаты

Пункт 8 статьи 217 НК РФ (в редакции Федерального закона от 24.07.09 № 212-ФЗ)

С 1 января 2010 года

+

Имущественный вычет при продаже собственности (за исключением недвижимости увеличен в два раза)

При продаже имущества, которое находилось в собственности владельца менее трех лет, физическое лицо вправе воспользоваться имущественным вычетом в размере 250 000 рублей. Раньше эта сумма была в два раза меньше – 125 000 рублей

Подпункт 1 пункта 1 статьи 220 НК РФ (в редакции Федерального закона от 19.07.09 № 202-ФЗ)

С 1 января

+

При продаже легкового автомобиля, который находился в собственности  владельца три года и более, можно не предоставлять в инспекцию декларацию по форме 3-НДФЛ

С этого года доходы физлиц от реализации легковых автомобилей, которые находились в собственности три и более года, прямо освобождены от НДФЛ. Налог при продаже таких автомобилей их владельцы и раньше не платили, используя право на имущественный вычет в сумме, полученной от продажи автомобиля. Но чтобы воспользоваться таким вычетом, приходилось представлять по окончании года декларацию по форме 3-НДФЛ.
Есть законопроект, согласно которому не будет облагаться НДФЛ доходы от продажи не только личных машин, но и другого имущества, находящегося в собственности более трех лет (см. подробнее стр.13)

Пункт 17.1 статьи 217, подпункт 2 пункта 1 статьи 228 НК РФ (В редакции Федерального закона от 19.07.09 № 202-ФЗ)

С 1 января 2010 года

+

Имущественный вычет можно получить не только при покупке жилья, но и земельного участка

Имущественный вычет предоставляется не только при покупке земли, на которой уже построен дом, но и участка, отведенного под его строительство. Но воспользоваться вычетом можно только после оформления свидетельства о праве собственности на дом. При этом общая сумма имущественного вычета, как и раньше,- 2млн рублей.
Помимо этого теперь в качестве имущественного вычета можно заявить проценты по кредитам, выданным на рефинансирование жилищных кредитов, в размере фактически уплаченных сумм (без учета ограничения в размере 2 млн рублей). материальная выгода от экономии на процентах по таким кредитам не облагается НДФЛ

Подпункт 2 пункта 1 статьи 220, подпункта 1 пункта 1 статьи 212 НК РФ (в редакции Федерального закона от 19.07.09 № 202-ФЗ)

С 1 января 2010 года 


 

 

2. Взносы во внебюджетные фонды – проверки
камеральные и выездные

Федеральный закон от 29. 12. 09 № 383-ФЗ «О внесении изменений в первую часть НК РФ и отдельные законодательные акты».

Уголовная ответственность за налоговые правонарушения.
Уголовный Кодекс РФ, статьи 198, 199, 199.1.

Крупная неуплата налогов.

Юридическое лицо
Статья 199 УК РФ

Физическое лицо
Статья 198 УК РФ

1. Крупный размер
- Сумма неуплаченных налогов за три финансовых года подряд – 2 000 000 руб. и более при условии, что доля неуплаченных налогов превышает 10%.
- Сумма неуплаченных налогов за три финансовых года подряд – более 6 000 000 руб.

2. Особо крупный размер
- Сумма неуплаченных налогов и сборов за три финансовых года подряд – более 10 000 000 руб. при условии, что доля неуплаченных налогов превышает 20%.
- Сумма неуплаченных налогов за три финансовых года подряд превышает 30 000 000 руб.

3. Наказания
- Штраф от 100 000 – 300 000 руб.
- Доход осуждённого за 1,2 года.
- Арест 4-6 месяцев.
- Лишение свободы до 2 лет с лишением права занимать определённые должности до 3 лет. 

1. Крупный размер
- Сумма неуплаченных налогов за тир финансовых года подряд – более 600 000 руб., при условии, что доля неуплаченных налогов превышает 10%.

 

 

2. Особо крупный размер
- Сумма неуплаченных налогов и сборов за три финансовых года подряд – более 3 000 000 и (или) 20% подлежащих уплате налогов.
- Сумма неуплаченных налогов за три финансовых года подряд превышает 9 000 000 руб.

 

3. Наказание
- Штраф от 100 000 – 300 000 руб.
- Доход осуждённого за 1,2 года.
- Арест 4-6 месяцев.
- Лишение свободы до 1 года.

Уголовное преследование за крупные и особо крупные неуплаты налогов

Уголовно – процессуальный кодекс РФ, статьи – 24, 27, 28.1, 90, 108.

  • Обвиняемые могут быть заключены под стражу.
  • Уголовное преследование в отношении лица, подозреваемого или обвиняемого в неуплате крупной или особо крупной суммы налога прекращается, если до окончания предварительного следствия ущерб, причинённый бюджету РФ возмещён в полном размере (налоги, пени, штрафы).

Обмен информацией по крупным и особо крупным размерам неуплаты налогов.
Налоговая служба РФ. Статьи 32, 69, 101, 108 НК РФ.

  • Направляет материалы в органы МВД РФ, для решения вопроса о возбуждении уголовного дела.
  • Материалы направляются в МВД, если с даты уплаты по требованию доначисленных налогов прошло 2 месяца.
  • Действия со стороны налоговых органов прекращаются.
  • Если органы МВД отказывают в возбуждении уголовного дела, в налоговых органах решения об уплате возобновляются.

Органы внутренних дел.

  • Уведомляют налоговый орган о результатах рассмотрения материалов по полученным от ФНС крупным и особо крупным неуплатам налогов, не позднее дня, следующего за принятием решения (возбудить уголовное дело или отказать).
  • Направляют материалы в налоговый орган в течение 10 дней, при установлении обстоятельств, требующих проведения выездных (камеральных) налоговых проверок.

Закон № 212 от 24. 07. 2009
Расчёт в ПФ РФ
Утверждён Приказом Министерства здравоохранения и социального развития.
Приказ № 894 от 12. 11. 2009
Закон № 212 от 24. 07. 2009
Расчёт в ПФ РФ
Утверждён Приказом Министерства здравоохранения и социального развития.
Приказ № 894 от 12. 11. 2009
Глава 3. Обеспечение исполнения обязанности по уплате страховых взносов

Статья 18. Исполнение обязанности по уплате страховых взносов

4. Взыскание недоимки по страховым взносам в судебном порядке производится:

1) с организации, которой открыт лицевой счет;

2) с организаций, в случаях, если на их счета в банках поступает выручка за реализуемые товары (работы, услуги) в целях взыскания недоимки, числящейся более трех месяцев за соответствующими зависимыми (дочерними) обществами (предприятиями);

5. Обязанность по уплате страховых взносов считается исполненной плательщиком страховых взносов:
1) со дня предъявления в банк поручения на перечисление при наличии на нем достаточного денежного остатка на день платежа;

3) со дня внесения физическим лицом в банк;
4) со дня вынесения органом
6. Обязанность по уплате страховых взносов не признается исполненной в случае:

1) отзыва плательщиком страховых взносов или возврата банком плательщику страховых взносов неисполненного поручения
2) отзыва плательщиком страховых взносов
3) возврата
4) неправильного указания плательщиком страховых взносов в поручении на перечисление суммы страховых взносов номера счета
5) если на день предъявления плательщиком страховых взносов в банк  нет достаточного денежного остатка для удовлетворения всех требований.

Статья 19. Взыскание недоимки по страховым взносам, а также пеней и штрафов за счет денежных средств, находящихся на счетах плательщика страховых взносов - организации или индивидуального предпринимателя в банках

1. В случае неуплаты или неполной уплаты страховых взносов в установленный срок обязанность по уплате страховых взносов исполняется в принудительном порядке путем обращения взыскания на денежные средства на счетах плательщика страховых взносов - организации или индивидуального предпринимателя в банках.

2. Взыскание страховых взносов производится по решению органа контроля за уплатой страховых взносов 3. До принятия решения о взыскании взносов направляет плательщику страховых взносов требование об уплате недоимки

6. Решение о взыскании доводится до сведения плательщика страховых взносов - организации или индивидуального предпринимателя в течение шести дней

12. Поручение органа контроля за уплатой страховых взносов на перечисление страховых взносов исполняется банком не позднее одного операционного дня, следующего за днем получения им указанного поручения

14. При недостаточности или отсутствии денежных средств на счетах плательщика страховых взносов - организации или индивидуального предпринимателя орган контроля за уплатой страховых взносов вправе взыскать страховые взносы за счет иного имущества плательщика
15. Положения настоящей статьи применяются также при взыскании пеней за несвоевременную уплату страховых взносов, а также штрафов, применяемых в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом.

Статья 20. Взыскание недоимки по страховым взносам, а также пеней и штрафов за счет иного имущества плательщика страховых взносов - организации или индивидуального предпринимателя

3. Постановление о взыскании страховых взносов за счет имущества плательщика страховых взносов - организации или индивидуального предпринимателя принимается в течение одного года после истечения срока исполнения требования об уплате страховых взносов, пеней и штрафов.

7. Исполнительные действия должны быть совершены, и требования, содержащиеся в постановлении о взыскании страховых взносов за счет имущества плательщика страховых взносов, исполнены судебным приставом-исполнителем в двухмесячный срок со дня поступления к нему указанного постановления.

Статья 24. Обязанности банков

1. Банки обязаны сообщать об открытии или о закрытии счета, об изменении реквизитов счета организации, индивидуального предпринимателя на бумажном носителе или в электронной форме
2. Банки обязаны исполнять поручение за счет денежных средств плательщика страховых взносов в очередности, установленной гражданским законодательством Российской Федерации.

3. Поручение плательщика страховых взносов или поручение органа контроля за уплатой страховых взносов исполняется банком в течение одного операционного дня. При этом плата за обслуживание по указанным операциям не взимается.

5. При наличии денежных средств на счете плательщика страховых взносов банки не вправе задерживать исполнение поручения плательщика страховых взносов и поручения органа контроля за уплатой страховых взносов.

6. При невозможности исполнения поручения плательщика страховых взносов или поручения органа контроля банк обязан в течение дня, следующего за днем истечения установленного настоящей статьей срока исполнения поручения, сообщить о неисполнении (частичном исполнении) поручения плательщика страховых взносов в орган контроля за уплатой страховых взносов по месту нахождения банка и плательщику страховых взносов, о неисполнении (частичном исполнении) поручения органа контроля за уплатой страховых взносов в орган контроля за уплатой страховых взносов, который направил это поручение, и в орган контроля за уплатой страховых взносов по месту нахождения банка (его обособленных подразделений).

9. Неоднократное в течение одного календарного года нарушение банком обязанностей, предусмотренных настоящей статьей, является основанием для обращения органа контроля за уплатой страховых взносов в Центральный банк Российской Федерации

Статья 25. Пени

6. Процентная ставка пеней принимается равной одной трехсотой действующей в эти дни ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.

8. Пени могут быть взысканы принудительно
9. Не начисляются пени на сумму недоимки, которая образовалась у плательщика страховых взносов в результате выполнения им письменных разъяснений о порядке исчисления, уплаты страховых взносов или по иным вопросам применения законодательства Российской Федерации об обязательном социальном страховании, данных ему либо неопределенному кругу лиц органом контроля за уплатой страховых взносов

Статья 26. Зачет или возврат сумм излишне уплаченных страховых взносов, пеней и штрафов

1. Сумма излишне уплаченных страховых взносов подлежит зачету в счет предстоящих платежей плательщика страховых взносов по страховым взносам, погашения задолженности по пеням и штрафам за правонарушения, предусмотренные настоящим Федеральным законом, либо возврату плательщику страховых взносов в порядке, предусмотренном настоящей статьей.

4. В случае обнаружения факта, свидетельствующего о возможной излишней уплате страховых взносов, по предложению органа контроля за уплатой страховых взносов или плательщика страховых взносов может быть проведена совместная сверка расчетов по страховым взносам. Результаты такой сверки оформляются актом,

9. В случае, предусмотренном частью 8 настоящей статьи, решение о зачете суммы излишне уплаченных страховых взносов принимается органом контроля за уплатой страховых взносов в течение 10 дней со дня обнаружения им факта излишней уплаты страховых взносов, или со дня подписания органом контроля за уплатой страховых взносов и плательщиком страховых взносов акта совместной сверки

11. Сумма излишне уплаченных страховых взносов подлежит возврату по письменному заявлению плательщика страховых взносов в течение одного месяца
12. Возврат плательщику страховых взносов суммы излишне уплаченных страховых взносов при наличии у него задолженности по соответствующим пеням, а также штрафам, подлежащим взысканию в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, производится только после зачета суммы излишне уплаченных страховых взносов в счет погашения задолженности.

Статья 27. Возврат сумм излишне взысканных страховых взносов, пеней и штрафов

2. Возврат плательщику страховых взносов суммы излишне взысканных страховых взносов при наличии у него задолженности по соответствующим пеням, а также штрафам, подлежащим взысканию производится только после зачета этой суммы
3. Решение о возврате суммы излишне взысканных страховых взносов принимается органом контроля за уплатой страховых взносов в течение 10 дней со дня получения письменного заявления плательщика

5. Заявление о возврате суммы излишне взысканных страховых взносов может быть подано плательщиком в течение одного месяца со дня, когда плательщику страховых взносов стало известно о факте
6. Исковое заявление в суд может быть подано в течение трех лет со дня,

8. Орган контроля за уплатой страховых взносов, установив факт излишнего взыскания страховых взносов, обязан сообщить об этом плательщику страховых взносов в течение 10 дней

Глава 4. Права и обязанности плательщиков страховых взносов и органов контроля за уплатой страховых взносов

Статья 28. Права и обязанности плательщиков страховых взносов

1. Плательщики страховых взносов имеют право:

1) получать по месту своего учета от органов контроля за уплатой страховых взносов бесплатно информацию (в том числе в письменной форме)
2) получать от федерального органа исполнительной власти
3) на своевременный зачет или возврат сумм излишне уплаченных либо излишне взысканных страховых взносов, пеней и штрафов;

4) представлять свои интересы
5) представлять пояснения по исчислению и уплате страховых взносов,
6) присутствовать при проведении выездной проверки;

7) получать копии акта проверки и решений органов контроля
8) требовать от должностных лиц соблюдения законодательства Российской Федерации
9) не выполнять неправомерные акты и требования органов контроля
10) обжаловать в установленном порядке акты органов контроля
11) на возмещение в полном объеме убытков, причиненных незаконными актами органов контроля
12) на участие в процессе рассмотрения материалов проверки
2. Плательщики страховых взносов обязаны:

1) правильно исчислять и своевременно уплачивать (перечислять) страховые взносы;

2) вести в установленном порядке учет объектов обложения страховыми взносами, начислений страховых взносов;

3) представлять в установленном порядке в орган контроля за уплатой страховых взносов по месту учета расчеты по начисленным и уплаченным страховым взносам;

4) представлять в органы контроля документы, подтверждающие правильность исчисления и полноту уплаты (перечисления) страховых взносов;

5) выполнять законные требования органа контроля
6) обеспечивать в течение шести лет сохранность документов, подтверждающих исчисление и уплату сумм страховых взносов.

3. Плательщики страховых взносов - организации и индивидуальные предприниматели помимо обязанностей, предусмотренных частью 2 настоящей статьи, обязаны письменно сообщать в орган контроля за уплатой страховых взносов соответственно по месту нахождения организации, месту жительства индивидуального предпринимателя:

1) об открытии (закрытии) счетов в банке в течение семи дней со дня открытия (закрытия) таких счетов.
2) о создании или закрытии обособленных подразделений организации в течение одного месяца со дня создания обособленного подразделения
3) о реорганизации или ликвидации

Статья 29. Права и обязанности органов контроля за уплатой страховых взносов

1. Органы контроля за уплатой страховых взносов имеют право:

1) требовать документы, служащие основаниями для исчисления и уплаты (перечисления) страховых взносов,
2) проводить проверки
3) вызывать на основании письменного уведомления в органы контроля за уплатой страховых взносов плательщиков для дачи пояснений
4) определять суммы страховых взносов, подлежащие уплате, расчетным путем на основании имеющейся у них информации о плательщике страховых взносов
5) требовать от плательщиков устранения выявленных нарушений
6) взыскивать недоимку, а также пени и штрафы
7) требовать от банков документы, подтверждающие факт списания со счетов плательщика страховых взносов, с корреспондентских счетов банков сумм
8) получать доступ к информации, составляющей банковскую тайну,

9) предъявлять в суды общей юрисдикции или арбитражные суды иски:

10) обращаться в установленном порядке в уполномоченный орган с заявлением о признании плательщика страховых взносов несостоятельным (банкротом)
11) предоставлять плательщикам страховых взносов отсрочки (рассрочки) погашения сумм задолженности по страховым взносам, пеням и штрафам
2. Вышестоящие органы контроля за уплатой страховых взносов вправе отменять и изменять решения нижестоящих органов
3. Органы контроля за уплатой страховых взносов обязаны:

1) осуществлять контроль за соблюдением законодательства
2) вести в установленном порядке учет плательщиков страховых взносов;

4) сообщать плательщикам страховых взносов сведения о реквизитах соответствующих счетов
5) принимать решения о
6) направлять плательщику страховых взносов копии акта проверки
7) выдавать плательщику страховых взносов по его запросу справки о состоянии расчетов. Запрашиваемая справка выдается в течение пяти дней со дня поступления в орган контроля за уплатой страховых взносов соответствующего письменного запроса плательщика страховых взносов;

8) осуществлять по заявлению плательщика страховых взносов совместную сверку сумм

 

Глава 5. Контроль за уплатой страховых взносов

Статья 33. Проверки плательщиков страховых взносов и банков

1. Органы контроля за уплатой страховых взносов проводят следующие виды проверок плательщиков страховых взносов:

1) камеральная проверка;

2) выездная проверка.

3. Территориальные органы Пенсионного фонда Российской Федерации и территориальные органы Фонда социального страхования Российской Федерации проводят выездные проверки плательщиков страховых взносов совместно на основании разрабатываемых указанными органами ежегодных планов выездных проверок плательщиков страховых взносов.

Статья 34. Камеральная проверка

1. Камеральная проверка проводится по месту нахождения органа контроля за уплатой страховых взносов на основе расчетов по начисленным и уплаченным страховым взносам и документов, представленных плательщиком страховых взносов
2. Камеральная проверка проводится без какого-либо специального решения в период трех месяцев со дня представления плательщиком страховых взносов расчета
3. Если камеральной проверкой выявлены ошибки в расчете об этом сообщается плательщику страховых взносов с требованием представить в течение пяти дней необходимые пояснения или внести соответствующие исправления в установленный срок.

4. Плательщик представляющий пояснения относительно выявленных ошибок вправе дополнительно представить в орган контроля за уплатой страховых взносов выписки из регистров бухгалтерского учета и (или) иные документы, подтверждающие достоверность данных,
5. Лицо, проводящее камеральную проверку, обязано рассмотреть представленные плательщиком страховых взносов пояснения и документы. Если после рассмотрения представленных пояснений и документов либо при отсутствии пояснений плательщика должностные лица органа контроля за уплатой страховых взносов обязаны составить акт проверки в порядке, установленном статьей 38 настоящего Федерального закона.

6. Если в результате камеральной проверки не выявлены факты правонарушений, акт проверки не составляется
7. При проведении камеральной проверки по уплате страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в Фонд социального страхования Российской Федерации орган контроля за уплатой страховых взносов вправе одновременно проводить камеральную проверку правильности расходов на выплату обязательного страхового обеспечения по указанному виду обязательного социального страхования в соответствии с Федеральным законом

Статья 35. Выездная проверка

1. Выездная проверка плательщика страховых взносов проводится на территории (в помещении) плательщика. В случае, если у плательщика страховых взносов отсутствует возможность предоставить помещение для проведения выездной проверки, выездная проверка может проводиться по месту нахождения органа контроля за уплатой страховых взносов.

2. Решение о проведении выездной проверки выносит орган контроля
3. Выездная проверка обособленного подразделения, имеющего отдельный баланс, расчетный счет и начисляющего выплаты и иные вознаграждения в пользу физических лиц, проводится на основании решения органа контроля за уплатой страховых взносов по месту нахождения обособленного подразделения.

4. Решение о проведении выездной проверки должно содержать следующие сведения:

1) наименования
2) предмет проверки;

3) периоды,
4) должности, фамилии и инициалы работников органа

6. Предметом выездной проверки является правильность исчисления и своевременность уплаты страховых взносов.

8. При проведении выездной проверки Фонд социального страхования одновременно проводит проверку правильности расходов на выплату
9. В рамках выездной проверки может быть проверен период, не превышающий трех календарных лет, предшествующих календарному году, в котором вынесено решение о проведении выездной проверки.

10. Выездная проверка плательщика страховых взносов проводится органом контроля за уплатой страховых взносов не чаще чем один раз в три года.
11. Выездная проверка не может продолжаться более двух месяцев.

14. Срок проведения выездной проверки исчисляется со дня вынесения решения о назначении проверки и до дня составления справки
15. Руководитель вправе приостановить проведение выездной проверки по следующим основаниям:

1) для истребования документов
2) для получения информации от иностранных государственных органов
3) для перевода на русский язык документов,

17. Приостановление и возобновление проведения выездной проверки оформляются соответствующим решением
18. Общий срок приостановления проведения выездной проверки не может превышать шесть месяцев.

20. Выездная проверка, осуществляемая в связи с реорганизацией или ликвидацией организации, может проводиться независимо от времени проведения предыдущей проверки.
21. Плательщик обязан обеспечить возможность ознакомиться с документами, связанными с исчислением и уплатой страховых взносов.

23. В последний день проведения выездной проверки должностные лица, проводящие выездную проверку, обязаны составить справку

Статья 36. Доступ должностных лиц органа контроля за уплатой страховых взносов на территорию или в помещение для проведения выездной проверки

Статья 37. Истребование документов при проведении проверки

1. Должностное лицо органа контроля вправе истребовать у проверяемого лица необходимые для проверки документы посредством вручения этому лицу  требования о представлении документов.

2. Истребуемые документы представляются в виде заверенных проверяемым лицом копий. Копии документов организации заверяются подписью ее руководителя и печатью

4. В случае необходимости орган контроля за уплатой страховых взносов вправе ознакомиться с подлинниками документов.

6. В случае, если проверяемое лицо не имеет возможности представить истребуемые документы в течение 10 дней, это лицо в течение дня, следующего за днем получения требования о представлении документов, письменно уведомляет проверяющих должностных лиц органа контроля за уплатой страховых взносов о невозможности представления в указанные сроки документов с указанием причин,

 

Глава 6. Нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах и ответственность за их совершение

Статья 40. Понятие нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах и порядок привлечения к ответственности за его совершение

1. Нарушением законодательства Российской Федерации о страховых взносах признается виновно совершенное противоправное деяние

 

Статья 45. Срок давности привлечения к ответственности за совершение правонарушения

1. Лицо не может быть привлечено к ответственности за совершение правонарушения, если со дня его совершения либо со следующего дня после дня окончания периода, в течение которого было совершено это правонарушение, и до дня вынесения решения о привлечении к ответственности истекло три года (срок давности).

Статья 46. Непредставление расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам

1. Непредставление плательщиком страховых взносов в установленный настоящим Федеральным законом срок расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам в орган контроля за уплатой страховых взносов по месту учета при отсутствии признаков правонарушения, предусмотренного частью 2 настоящей статьи, влечет взыскание штрафа в размере 5 процентов суммы страховых взносов, подлежащей уплате (доплате) на основе этого расчета, за каждый полный или неполный месяц со дня, установленного для его представления, но не более 30 процентов указанной суммы и не менее 100 рублей.

2. Непредставление плательщиком страховых взносов расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам в орган контроля за уплатой страховых взносов в течение более 180 календарных дней по истечении установленного настоящим Федеральным законом срока представления такого расчета влечет взыскание штрафа в размере 30 процентов суммы страховых взносов, подлежащей уплате на основе этого расчета, и 10 процентов суммы страховых взносов, подлежащей уплате на основе этого расчета, за каждый полный или неполный месяц начиная со 181-го календарного дня, но не менее 1 000 рублей.

Статья 47. Неуплата или неполная уплата сумм страховых взносов

1. Неуплата или неполная уплата сумм страховых взносов в результате занижения базы для начисления страховых взносов, иного неправильного исчисления страховых взносов или других неправомерных действий (бездействия) плательщиков страховых взносов влечет взыскание штрафа в размере 20 процентов неуплаченной суммы страховых взносов.

2. Деяния, предусмотренные частью 1 настоящей статьи, совершенные умышленно, влекут взыскание штрафа в размере 40 процентов неуплаченной суммы страховых взносов.

Статья 48. Отказ или непредставление в орган контроля за уплатой страховых взносов документов, необходимых для осуществления контроля за уплатой страховых взносов

Отказ или непредставление в установленный срок плательщиком страховых взносов в орган контроля за уплатой страховых взносов документов (копий документов), предусмотренных настоящим Федеральным законом, или иных документов, необходимых для осуществления контроля за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) страховых взносов, влечет взыскание штрафа в размере 50 рублей за каждый непредставленный документ.

 

Глава 7. Обжалование актов органа контроля за уплатой страховых взносов и действий (бездействия) его должностных лиц

 

Статья 54. Порядок обжалования

1. Акты органа контроля за уплатой страховых взносов, действия (бездействие) его должностных лиц могут быть обжалованы в вышестоящий орган контроля за уплатой страховых взносов (вышестоящему должностному лицу) или в суд.

2. Подача жалобы в вышестоящий орган контроля за уплатой страховых взносов (вышестоящему должностному лицу) не исключает права на одновременную или последующую подачу аналогичной жалобы в суд.

Раздел 1

Заработная плата и пособия.

Начиная начислять зарплату за январь 2010 года необходимо:

  1. Определиться с выплатами включаемыми в облагаемую базу по страховым взносам согласно Федерального закона от 24.07.09г. №212-ФЗ.
  2. Пересчет декретных в случае:

- если средний заработок выше ранее применяемого ограничения максимальный размер декретных 25390 рублей в месяц, а с 2010г. – 41200 рублей:365= 1136,99 рублей среднедневная зарплата.
- Ряд выплат в 2009г. не включались в среднею з/плату. А с 2010г. компании учитывают все выплаты на которые начисляют страховые взносы, в том числе социальные доплаты, материальная помощь или оплаты питания, предусмотренные в  трудовом договоре.
3.  Открытие и закрытие счетов необходимо сообщать в налоговую и в течении 7 рабочих дней в ПФР,  ФСС РФ.
4. О невозможности удержать НДФЛ налоговый агент будет обязан уведомить не только свою инспекцию, но и самого налогоплательщика.

Раздел 2.

Налогообложение и бухгалтерский учёт.

В ПФР и ФОМС следует представлять расчёт по новой форме РСВ-1.
Приказ Минздравсоцразвития России от 12. 11. 09 № 894н.
«Об утверждении формы расчёта по начисленным и уплаченным страховым взносам <…>».
Зарегистрирован   Минюстом России 18. 12. 09 № 15761.
В 2010 году компании – работодатели будут составлять расчёты по взносам в ПФР, ФФОМС и ТФОМС по новой форме РСВ-1.

Появился новый расчёт по взносам в ПФР для предпринимателей.
Приказ Минздравсоцразвития России от 12. 11. 09 № 895н «Об утверждении формы расчёта по начисленным и уплаченным страховым взносам <…>».
Зарегистрирован Минюстом России 14. 12. 09 № 15581.
С 2010 года расчёты по начисленным и уплаченным взносам на пенсионное и медицинское страхование предприниматели будут представлять по форме РСВ-2 ПФР.

Утверждена новая форма расчёта 4-ФСС.
Приказ Минздравсоцразвития России от 06. 11. 09 № 871н «Об утверждении формы расчёта по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное социальное страхование <…>».
Зарегистрирован   Минюстом России 22. 12. 09 № 15798.
Обновлённый расчёт по форме 4-ФСС за первый квартал 2010 года необходимо представить до 14 апреля включительно.

Предприниматели будут отчитываться по обновлённой форме 4а-ФСС.
Приказ Минздравсоцразвития России  от 26. 10. 09 № 847н «Об утверждении формы отчёта (расчёта), представляемого лицами, добровольно вступившими в правоотношения по обязательному социальному страхованию <…>».
Зарегистрирован   Минюстом России 15. 12. 09 № 15607.
По взносам в ФСС индивидуальные предприниматели будут представлять расчёт по обновлённой форме 4а-ФСС.

Декларацию по ЕНВД изменили.
Приказ Минфина России от 19. 11. 09 № 119н «О внесении изменений в приказ Министерства финансов РФ от 8 декабря 2008 г.  № 137н <…>».
Зарегистрирован Минюстом России 22. 12. 09 № 15797.
За первый квартал 2010 года компании на «вмененке» будут отчитываться с использованием обновлённой формы декларации.

ФНС России утвердила порядок выдачи ЭЦП.
Приказ ФНС России от 18. 12. 09 № ММ-7-6/691@ «Об утверждении Порядка регистрации участников электронного документооборота <…>».
ЭПЦ будут оформлять на основании заявлений по определённой форме.

Максимальное пособие по безработице в 2010 году не изменится.
Постановление Правительства РФ от 14. 11. 09 № 926 «О размерах минимальной и мак4симальной величин пособия по безработице на 2010 год».
Максимум пособия по безработице – 4900 руб., а минимум – 850 руб.

О сокращении штата ИП будут сообщать в службу занятости.
Федеральный закон от 27. 12. 09 № 367-ФЗ «О внесении изменений в Закон РФ «О занятости населения в РФ» (извлечение)».
О сокращении штата или прекращения предпринимательской деятельности юридическое лицо и ИП обязаны сообщить в службу занятости.

Продлили действие повышенного лимита для учёта процентов по кредитам.
Федеральный закон от 27. 12. 09 № 368-ФЗ «О внесении изменений в часть вторую НК РФ <…>».
Проценты по рублёвым кредитам, полученным до 1 ноября 2009 года, можно лимитировать по удвоенной ставке ЦБ ещё полгода.

Уголовной ответственности не будет, если погасить недоимку по налогам.
Федеральный закон от 29. 12. 09 № 383-ФЗ «О внесении изменений в часть первую НК РФ и отдельные законодательные акты РФ».
Вступила в силу норма об освобождении от уголовной ответственности за неуплату налогов при погашении всего долга перед бюджетом.

Пошлины за госрегистрацию выросли в 2 раза.
Федеральный закон от 27. 12. 09 № 374-ФЗ «О внесении изменений в статью 45 части первой и главу 25.3  части второй НК РФ <…>».
Размеры пошлины за госрегистрацию компании и изменение сведений, содержащихся в её уставе, выросли в 2 раза.

Расходы на корпоратив уменьшаю прибыль.
Определение ВАС России от 30. 11. 09 № ВАС-15476/09 «О порядке учёта представительских расходов».
Затраты на корпоратив относятся к представительским расходам.

Ставка рефинансирования снова снижена.
Указание Банка России от 25. 12. 09 № 2369-У «О размере ставки рефинансирования Банка России».
С 28 декабря 2009 года ставка рефинансирования составляет 8,75 процента.

Раздел 3.

НДС.

Новую декларацию по НДС следует представить за четвёртый квартал.
Приказ Минфина России от 15. 10. 09 № 104н «Об утверждении формы налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость и порядка её заполнения».
Зарегистрирован Минюстом России 24. 12. 09 № 15808.
Утверждена новая форма декларации по НДС, которая применяется с отчётности за четвёртый квартал 2009 года. 

Возместить НДС можно до окончания камеральной проверки.
Федеральный закон от 17. 12. 09 № 318-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую НК РФ <…>».
Начиная с отчётности за первый квартал 2010 года возместить НДС можно быстрее. 

Консультации.

Методический материал для расчёта процентов по кредитам и иным заимствованиям для целей налогообложения в 2010 году.

Дата

Ставка ЦБ РФ

31. 03. 2009

13

30. 06. 2009

11,5

30. 09. 2009

10

31. 12. 2009

8,75

31. 01. 2010

8,75

Статья 269 НК РФ

Дата начисления % в налоговом учёте

С 1 сентября 2008 года до 31 июля 2009 года ставка ЦБ РФ увеличена в 1,5 раза.

Последнее число каждого отчётного периода.

С 1 августа 2009 года ставка ЦБ РФ увеличена в 2 раза.

Отчётный период по прибыли
1 квартал
1 полугодие
9 месяцев

2010 год

До 1 июля 2010 года ставка ЦБ РФ увеличивается в 2 раза.
По кредитам, возникшим до 1 ноября 2009 (договор заключен, деньги переданы).

Последнее число каждого месяца.

Кредитные договора, заключённые после 1 ноября – ставка ЦБ увеличивается в 1,1 раза.

Последнее число каждого месяца.

 

 

 

 

ООО АФ" ТИМС" © 2009 • Privacy Policy
Hosted by uCoz