Основная Тема


Раздел 1

Налогообложение и бухгалтерский учёт

Сумму доплат, которые работнику не начислили в прошлом году, можно учесть в текущей отчётности.
Письмо Минфина России от 13.04.10 № 03-03-06/1/261 «Об учёте расходов, не учтённых в предыдущих налоговых периодах».
Если компания обнаружила, что в прошлом году сотруднику не начислили положенную по трудовому договору доплату, то такие суммы можно выплатить и включить в отчётность по налогу на прибыль за текущий период в составе расходов на оплату труда.

 

Зачёт между статьями бухгалтерской отчётности допускается только в некоторых случаях.
Письмо Минфина России от 09.04.10 № 07-02-06/41 «О правилах ведения бухгалтерского учёта».
По общему правилу зачёт между статьями активов и пассивов, прибылей и убытков в бухотчётности не допускается, кроме случаев, которые прямо предусмотрены положениями по бухгалтерскому учёту.

 

Можно списать страховые взносы, начисленные на выплаты, которые прибыль компании не уменьшают.
Письмо Минфина России от 13.04.10 № 03-03-06/1/260 «Об учёте расходов в виде взносов на обязательное медицинское страхование».
Расходы в виде сумм страховых взносов компания вправе вписать в расходы. Это относится к взносам, которые начислены на выплаты в пользу работников, не включенные в состав расходов при расчёте налога на прибыль.

 

С 30 апреля ставка рефинансирования Банка России снижена.
Указание Банка России от 29.04.10 № 2439-У «О размере ставки рефинансирования Банка России».
Ставка рефинансирования Центробанка с 30 апреля 2010 года равна 8 процентам годовых.

 

Амортизировать неотделимы улучшения арендованного имущества можно отдельно.
 Письмо Минфина России от 13.04.10 № 03-03-06/2/75 «О порядке амортизации неотделимых улучшений в арендованное имущество».
С этого года действует правило, по которому компании вправе амортизировать неотделимые улучшения в арендованные основные средства исходя из срока полезного использования, отличного от срока полезного использования самого имущества. Если такие улучшения не отнесены в Классификации к какой-либо амортизационной группе, то срок их полезного использования можно установить исходя из технических условий или рекомендаций изготовителя.

 

Резерв по сомнительным долгам необходимо формировать исходя из всех расчётов по договору.
Письмо Минфина России от 16.03.10/1/142 «О порядке формирования резерва по сомнительным долгам».
Чиновники пояснили, что резерв по сомнительным долгам компании следует формировать под задолженность контрагента по одному договору с учётом расчётов по всем техническим заданиям.

 

Разовые подарки сотрудникам новыми страховыми взносами не облагаются.
Письмо Минздравсоцразвития России от 05.03.10 № 473-19 «Об уплате страховых взносов со стоимости подарков сотрудникам».  
Минздравсоцразвития считает, что со стоимости подарков, не предусмотренных в трудовых договорах и внутренних документах компании, работодатель платить страховые взносы не обязан. Но лишь при условии, что такие презенты переданы на основании письменного договора дарения, причём независимо от их стоимости.

 

 

 

Страховые взносы уменьшают прибыль, даже если начислены на вознаграждения, не учтённые в расходах.
Письмо Минфина России от 02.04.10 № 03-03-06/1/220 «Об учёте страховых взносов, начисленных на выплаты, не уменьшающие прибыль компании».
Для учёта страховых взносов в составе прочих расходов не имеет значения, что вознаграждения, на которые они начислены, компании не списывает.

 

НДФЛ с доходов прошлых лет удерживать не следует.
Письмо Минфина России от 05.04.10 № 03-04-06/10-62 «Об удержании НДФЛ с доходов, полученных в прошедшем налоговым периоде».
Если налоговый агент сообщил работнику и инспекции о невозможности удержать НДФЛ, то в следующем году удерживать налог с этих же сумм он не обязан.

 

Компания на «упрощенке» может выбрать самую низкую ставку единого налога.
Письмо Минфина России от 29.03.10 № 03-11-06/2/44 «О применении упрощённой системы налогообложения».
Если компания на «упрощенке» отвечает признакам нескольких категорий налогоплательщиков, для которых в регионе установлены льготные ставки единого налога, то она может выбрать самую низкую ставку из возможных.

Коротко о других изменениях.

Для кого

Что изменилось

Реквизиты

Для платель­щиков налога на прибыль

У компании, получившей беспроцентный заем, налогооблагаемого дохода не возни­кает

Письмо Минфина России от 2 апреля 2010 г. № 03-03-06/1/224

Для всех организаций

Минфин России пояснил, что компании не обязаны дублировать в бумажном виде декларации, представленные электронным способом

Письмо Минфина России от 26 марта 2010 г. № 03-02-07/1-130

Для плательщиков ЕНВД

Чиновники напомнили, что коэффициент К2 для расчёта ЕНВД вправе устанавливать только местные власти. Именно они уполномочены давать разъяснения по применению коэффициента

Письмо Минэкономразвития России от 5 апреля 2010 г. № Д05-960

Раздел 2
НДС.

Сумму НДС в счёте – фактуре следует отражать в рублях и копейках.
Письмо Минфина России от 09.04.10 № 07-02-06/40 «Об округлении дробных чисел в счетах – фактурах и декларации по НДС».
Чиновники разъяснили, что при оформлении счетов – фактур продавцам не следует округлять суммы НДС, выраженные в рублях и копейках, до полных рублей. Такой порядок округления предусмотрен только при заполнении декларации по НДС.

Раздел 4.
Контроль налоговый и административный.

Подозреваемых по делам  о незаконном предпринимательстве будут выпускать под залог.
Федеральный закон от07.04.10 № 60-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
Вместо заключения под стражу подозреваемых и обвиняемых по делам о незаконном предпринимательстве будут выпускать под залог. Его размер не может быть менее 100 000 рублей.

 НДФЛ с зарплаты сотрудников обособленного подразделения платят по его местонахождению.
Письмо Минина России от 29.03.10 № 03-04-06/54 «О порядке уплаты НДФЛ с вознаграждений сотрудников обособленного подразделения».
Если в обособленном подразделении компании трудятся работники, то НДФЛ, удержанный с их вознаграждений, следует перечислить в бюджет по местонахождению такого подразделения.

 С 9 мая внеплановые неналоговые проверки крупных компаний будут проводить по согласованию с прокуратурой.
Федеральный закон от 26.04.10 № 66-ФЗ «О внесении изменений в статью 10 Федерального закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля»».
Внеплановые выездные неналоговые проверки любых компаний с 9 мая 2010 года чиновники будут проводить только с письменного разрешения прокурора. До сих пор это правило распространялось лишь на ревизии субъектов малого и среднего предпринимательства.

 Налоговики рекомендовали новые формы документов для компаний на «упрощенке».
Приказ ФНС России от 13.04.10 № ММВ-7-3/182@ «Об утверждении форм документов для применения упрощённой системы налогообложения».
ФНС Росси утвердила новые рекомендованные формы документов для компаний на «упрощенке». К ним относятся заявление о переходе на спецрежим, сообщение об утрате права на применение «упрощенки» и уведомление об отказе от её применения, а также новая форма уведомления об изменении объекта налогообложения. Также чиновники приняли три новых бланка для инспекторов: информационное письмо о том, что компания направила в налоговую заявление о переходе на «упрощенку», сообщение о невозможности рассмотрения такого заявления из-за пропуска срока его представления или сообщение о несоответствии  налогоплательщика требованиям для применения спецрежима.

 Чиновники напомнили компаниям, каких контрагентов им следует избегать.
Письмо Минфина России от 16.03.10 № 03-02-07/1-110 «Об обстоятельствах, свидетельствующих о получении необоснованной налоговой выгоды».
О получении необоснованной налоговой выгоды компанией могут свидетельствовать отсутствие сведений о её контрагенте в ЕГРЮЛ, его регистрация по адресу массовой регистрации юридических лиц, а также ликвидация партнёра в принудительном порядке.

 Справку без недоимки налоговики не выдадут, если решение по проверке вступило в силу.
Письмо Минфина России от 14.04.10 № 03-02-07/1-162 «О выдаче справки, подтверждающей наличие или отсутствие налоговой задолженности».
Минфин пояснил, что налоговую недоимку, которую компания оспаривает в суде, инспекторы вправе отразить в справке о состоянии расчётов с бюджетом. Даже в том случае, если исполнение решения, которым доначислены налоги, судьи приостановили.

 За неявку в налоговую директора компании могут оштрафовать.
Письмо Минфина России от 09.04.10 № 03-02-08/21 «Об исполнении требования налогового органа о явке для дачи пояснений».
Чиновники пояснили, что если представитель компании не придёт в налоговую для дачи пояснений по письменному уведомлению инспекторов, то её руководителя могут оштрафовать на сумму от 1000 до 2000 рублей.

 При просрочке со сдачей декларации расчётный счёт компании заблокируют полностью.
Письмо Минфина России от 15.04.10 № 03-02-07/1-167 «О порядке приостановлении операций по счетам компании в банке».
Чиновники разъяснили, что если расчётный счёт компании в банке заблокировали из-за непредставления налоговой декларации, то подобные ограничения распространяются на все денежные средства, которые находятся на счёте. Если же счёт заблокировали из-за неуплаты налога, то операции по нему приостанавливают в пределах суммы недоимки. Разницей между суммой на счёте и суммой недоимки компания может  распоряжаться по своему усмотрению.

Консультации.

1. Федеральный налоговый календарь на 2010 год (май – декабрь).

Федеральный налоговый календарь на 2010 год (май – декабрь)

2. Как быстрее и проще получить выписку из ЕГРЮЛ

Самое сложное: Составить запрос на получение выписки так, чтобы получить из инспекции полные сведения.
Будет проще, если: Следовать рекомендациям, приведенным в инструкции, воспользоваться образцом заявления.
Для бухгалтера выписка из ЕГРЮЛ или ЕГРИП — это тот документ, который помогает доказать должную осмотри­тельность организации. Она может пригодиться во время проверки — если у инспекторов возникнут вопросы к обоснован­ности расходов или вычета НДС. Возможна и противоположная ситуация: перед подписанием договора контрагент требует выпи­ску о вашей компании, чтобы убедиться в ее добросовестности.
Официальную выписку из ЕГРЮЛ о своей компании или о поставщике можно получить в налоговой, на бумаге. На таком документе будет печать инспекции, а также подпись сотрудника ИФНС, подтверждающие достоверность указанных в выписке сведений.
Конечно, идти за официальной выпиской стоит, если решается вопрос о сделке на крупную сумму или значительном размере вычета НДС. Для проверки основных сведений о мелких контрагентах хватит и сайта ФНС. Так, регистрационные данные организации или предпринимателя (ИНН, КПП, ОГРН, даты внесения записей изменений в реестр и т. д.) можно узнать бесплатно по ссылке /http://egrul.nalog.ru/fns/index.php. Если требуется более подробная информация, ФНС предлагает воспользоваться своим платным сервисом (см. врезку на стр. 96). Однако эта услуга стоит довольно дорого. Гораздо дешевле можно получить сведения из ЕГРЮЛ онлайн у частных компаний, имеющих доступ к базам.

Допустим, компания планирует заключить крупный контракт. Проверив реквизиты контрагента через Интернет, руководство решило на всякий случай запросить в налоговой инспекции офи­циальную выписку о будущем партнере. Рассмотрим, что для этого нужно предпринять.
Составить заявку для получения выписки
Утвержденной формы заявления на получение выписки из ре­естра нет. Запрос пишут произвольно, но обязательно надо ука­зать наименование организации, сведения о которой хотелось бы получить, а также ее ИНН или ОГРН (образец представлен ниже). Если требуется проверить бизнесмена, в запросе необходи­мо написать его Ф.И.О. и регистрационный номер. Этих данных достаточно для получения сведений.
Кроме того, не забудьте сообщить адрес, по которому нужно направить выписку. Или же отметьте, что хотите получить выпи­ску лично в инспекции.
В заявлении можно не указывать те данные, которые вы хоти­те получить о контрагенте или своей компании. По идее, инспек­торы должны по умолчанию предоставить выписку с полным перечнем информации, которая содержится в реестре и является доступной. Однако не исключено, что сотрудники ИФНС при формировании выписки пропустят какую-нибудь графу. В итоге компания получит выписку, в которой не окажется данных как раз для нее важных.
Поэтому лучше перечислить те сведения, которые должны быть в выписке. Конечно, в пределах, допустимых законом. Это все основные данные: юридический адрес, способ образования орга­низации и т. п. А также сведения об учредителях (акционерах) организации, кто может представлять контрагента без доверен­ности, полная информация о действующих лицензиях компании, о ее филиалах и представительствах. Полный перечень сведений, которые доступны любой организации, содержится в приложе­ниях № 2 к Правилам ведения ЕГРЮЛ и ЕГРИП (утверждены постановлениями Правительства РФ от 19 июня 2002 г. № 438 и от 16 октября 2003 г. № 630 соответственно).
Не удастся запросить лишь паспортные данные, информацию о банковских счетах и месте жительства индивидуальных пред­принимателей .
Иногда инспекторы требуют указать цель получения выписки. Например, для представления в суд, включения в конкурсную документацию, проверки сведений о потенциальном поставщике. Но отказать в выдаче выписки только из-за того, что цель не ясна, контролеры не вправе.
Кстати, также не имеет значения и число запрашиваемых документов. То есть можно запросить сразу 30 экземпляров выпи­ски из ЕГРЮЛ. Конечно, если пошлина будет уплачена за каж­дую из них.

2. Как быстрее и проще получить выписку из ЕГРЮЛ

Самое сложное: Составить запрос на получение выписки так, чтобы получить из инспекции полные сведения.
Будет проще, если: Следовать рекомендациям, приведенным в инструкции, воспользоваться образцом заявления.
Для бухгалтера выписка из ЕГРЮЛ или ЕГРИП — это тот документ, который помогает доказать должную осмотри­тельность организации. Она может пригодиться во время проверки — если у инспекторов возникнут вопросы к обоснован­ности расходов или вычета НДС. Возможна и противоположная ситуация: перед подписанием договора контрагент требует выпи­ску о вашей компании, чтобы убедиться в ее добросовестности.
Официальную выписку из ЕГРЮЛ о своей компании или о поставщике можно получить в налоговой, на бумаге. На таком документе будет печать инспекции, а также подпись сотрудника ИФНС, подтверждающие достоверность указанных в выписке сведений.
Конечно, идти за официальной выпиской стоит, если решается вопрос о сделке на крупную сумму или значительном размере вычета НДС. Для проверки основных сведений о мелких контрагентах хватит и сайта ФНС. Так, регистрационные данные организации или предпринимателя (ИНН, КПП, ОГРН, даты внесения записей изменений в реестр и т. д.) можно узнать бесплатно по ссылке /http://egrul.nalog.ru/fns/index.php. Если требуется более подробная информация, ФНС предлагает воспользоваться своим платным сервисом (см. врезку на стр. 96). Однако эта услуга стоит довольно дорого. Гораздо дешевле можно получить сведения из ЕГРЮЛ онлайн у частных компаний, имеющих доступ к базам.

Допустим, компания планирует заключить крупный контракт. Проверив реквизиты контрагента через Интернет, руководство решило на всякий случай запросить в налоговой инспекции офи­циальную выписку о будущем партнере. Рассмотрим, что для этого нужно предпринять.
Составить заявку для получения выписки
Утвержденной формы заявления на получение выписки из ре­естра нет. Запрос пишут произвольно, но обязательно надо ука­зать наименование организации, сведения о которой хотелось бы получить, а также ее ИНН или ОГРН (образец представлен ниже). Если требуется проверить бизнесмена, в запросе необходи­мо написать его Ф.И.О. и регистрационный номер. Этих данных достаточно для получения сведений.
Кроме того, не забудьте сообщить адрес, по которому нужно направить выписку. Или же отметьте, что хотите получить выпи­ску лично в инспекции.
В заявлении можно не указывать те данные, которые вы хоти­те получить о контрагенте или своей компании. По идее, инспек­торы должны по умолчанию предоставить выписку с полным перечнем информации, которая содержится в реестре и является доступной. Однако не исключено, что сотрудники ИФНС при формировании выписки пропустят какую-нибудь графу. В итоге компания получит выписку, в которой не окажется данных как раз для нее важных.
Поэтому лучше перечислить те сведения, которые должны быть в выписке. Конечно, в пределах, допустимых законом. Это все основные данные: юридический адрес, способ образования орга­низации и т. п. А также сведения об учредителях (акционерах) организации, кто может представлять контрагента без доверен­ности, полная информация о действующих лицензиях компании, о ее филиалах и представительствах. Полный перечень сведений, которые доступны любой организации, содержится в приложе­ниях № 2 к Правилам ведения ЕГРЮЛ и ЕГРИП (утверждены постановлениями Правительства РФ от 19 июня 2002 г. № 438 и от 16 октября 2003 г. № 630 соответственно).
Не удастся запросить лишь паспортные данные, информацию о банковских счетах и месте жительства индивидуальных пред­принимателей .
Иногда инспекторы требуют указать цель получения выписки. Например, для представления в суд, включения в конкурсную документацию, проверки сведений о потенциальном поставщике. Но отказать в выдаче выписки только из-за того, что цель не ясна, контролеры не вправе.
Кстати, также не имеет значения и число запрашиваемых документов. То есть можно запросить сразу 30 экземпляров выпи­ски из ЕГРЮЛ. Конечно, если пошлина будет уплачена за каж­дую из них.

Руководителю Межрайонной ИФНС № 46 по г. Москве Петрову Ивану Ивановичу
ООО «ВЕСНА» ИНН 7715123489, КПП 771501001 Адрес: г. Москва, ул. Басманная, д. 34
ЗАЯВЛЕНИЕ о получении выписки из ЕГРЮЛ
Прошу Вас предоставить выписку из ЕГРЮЛ в отношении юридического лица ООО «Вэлком» ИНН 7704156254, содержащую следующие сведения:

  1. ОГРН (основной государственный регистрационный номер);
  2. адрес (местонахождение);
  3. сведения об учредителях (участниках);
  4. наименование и реквизиты документов, представленных при госу­дарственной регистрации;
  5. размер уставного капитала;
  6. сведения о лице, имеющем право без доверенности действовать от имени юридического лица (фамилия, имя, отчество, должность, рекви­зиты документа, удостоверяющего личность в соответствии с законодатель­ством РФ, ИНН (при наличии));
  7. сведения о полученных лицензиях (наименование лицензирующего органа, номер лицензии, дата принятия решения о предоставлении лицен­зии, срок действия лицензии, наименование территории, на которой дей­ствует лицензия, лицензируемый вид деятельности);

—                                                            сведения о филиалах и представительствах. Цель получения выписки — представление в суд.
Выписку прошу выдать лично на руки представителю ООО «ВЕСНА».
Генеральный директор ООО «ВЕСНА»                                             Николаев           Е.Г.Николаев
12.04.2010

Оплатить услугу
В общем порядке информацию о себе в виде выписки можно полу­чить бесплатно. Если же запрашиваются сведения о контрагентах, необходимо заплатить 200 руб. за каждый документ. Любая сроч­ная выписка, даже о своей компании, стоит уже 400 руб. Такие рас­ценки установлены в пункте 23 Правил ведения ЕГРЮЛ и пунк­те 31 Правил ведения ЕГРИП.
Перечислять деньги нужно по реквизитам той инспекции, куда подается запрос — либо по месту учета заявителя, либо в специальную регистрирующую налоговую (если такая есть в регионе). Как правило, реквизиты можно найти на сайте соот­ветствующей ИФНС.
Обратите внимание: оплачивать выписки лучше с расчетного счета по платежному поручению. Поручать кому-то из сотруд­ников перечислять деньги по обычной квитанции в Сбербанке чревато тем, что налоговые инспекторы откажутся выдавать сведения из госреестра. По мнению чиновников из ИФНС, инфор­мация должна быть оплачена именно компанией, а не физиче­ским лицом.
Если компания запрашивает сразу несколько выписок, налого­вые инспекторы разрешают платить общей суммой. Тогда в поле «Назначение платежа» надо уточнить количество выписок.

Направить документы в инспекцию

Заявление вместе с платежным документом (если по правилам за выписку надо было платить) надо направить в инспекцию. Как мы упомянули выше, это может быть специальная налоговая, которая регистрирует компании и предпринимателей. В Москве, в частности, это Межрайонная ИФНС № 46.
В то же время отнести документы можно и в свою инспекцию по месту учета. При этом не важно, есть регистрирующая инспек­ция в городе или нет.
Направить документы можно по почте, лучше заказным письмом. Однако чаще всего получить выписку надо как можно быстрее, поэтому директору стоит лично отнести бумаги в инспек­цию. Или поручить сделать это доверенному лицу. Но тогда к заяв­лению обязательно надо приложить доверенность. В противном случае документы не примут.

Забрать выписку

В соответствии с утвержденным порядком инспекторы долж­ны выдать выписку не позднее чем через 5 дней после того, как от компании поступило заявление. Если же организация пропла­тила 400 руб. за срочность, выписку можно получить уже на сле­дующий рабочий день после подачи запроса.
Кстати, может получиться и так, что сведений о контраген­те в реестре не окажется. Тогда сотрудники инспекции выдадут справку об отсутствии запрашиваемой информации. Подобную бумагу компания получит и в том случае, если в запросе сообщит недостаточно сведений о юридическом лице или предпринимате­ле, чтобы его распознать в базе.
Если в запросе заявитель не просил высылать ему выписку по почте, забрать бумагу сможет любой уполномоченный предста­витель от компании. Главное не забыть про доверенность.

Как получить сведения из ЕГРЮЛ и ЕГРИП через Интернет
К сведениям ЕГРЮЛ или ЕГРИП о любых российских организа­циях и бизнесменах можно получить плат­ный доступ на год через сайт ФНС в электронном виде. Так, за 50 ООО руб. пользователю откро­ют полную базу единожды, и обра­щаться к ней в таком виде можно будет в течение года. Если же потом компания захочет обновить
ранее полученные сведения, надо запла­тить еще 5000 руб. Или можно сразу купить годовой еженедельно обнов­ляющийся доступ к базам реестров за 150 000 руб. Порядок получения онлайн - информации прописан в при­казе ФНС России от 31 марта 2009 г. № ММ-7-6/148@. Для начала нужно запол­нить заявку, форма
которой утверждена тем же приказом налоговой службы. А также перечислить деньги. Затем заявку и оригинал платежки направляют напря­мую в ФНС России. Уже через 10 рабо­чих дней компания сможет получить по электронной почте присвоенные ей атрибуты досту­па к базе — логин, пароль, цифровой сертификат.
Останется только зайти на сайт ФНС и активировать серти­фикат. Это надо сде­лать в течение 6 меся­цев с даты, когда было принято решение о предоставлении сведений. После акти­вации пользоваться паролем и другими данными можно будет в течение года. Потом право доступа можно продлить, вновь опла­тив и отправив доку­менты в ФНС.

3. Длительная командировка не приводит к созданию подразделения.
-   У нас сотрудники часто ездят в длительные командировки. Иногда в другом городе они могут находиться месяц или несколько месяцев. Нам надо в этом случае регистрировать обособленное под разделение?

  1. А у вас в городах, куда вы направ­ляете сотрудников, созданы ста­ционарные рабочие места?
  2. Нет, обычно они живут в гости­нице или снимают квартиру, а рабо­та связана с разъездами.
  3. Тогда регистрировать ничего не надо. Стационарных рабочих мест ваша компания не создает, а сама по себе длительная коман­дировка не приводит к возникновению обособленного подраз­деления.
  4. В одном из городов мы планируем открыть офис, то есть создадим рабочие места. Но сотрудники там будут не все время, а тоже несколь­ко недель или месяцев в году. Тогда надо регистрировать обособленное подразделение ?
  5. Да, конечно. Если созданы рабочие места, то фактическое присутствие работников в дополнительном офисе значения не имеет. Поэтому подразделение необходимо зарегистрировать в налоговой инспекции в тече­ние месяца с момента создания рабочих мест.

КОММЕНТАРИЙ «УНП». В Минфи­не также считают, что количество дней в месяце, которые работники фактически находятся в подразде­лении, не имеет значения. Поэтому необходимо зарегистрировать обо­собленное подразделение (письмо Минфина России от 18.02.10 № 03-02-07/1-67).

Новая инспекция не вправе перепроверить налоги за старой
- В конце прошлого года у нас сменил­ся юридический адрес, и 30 декабря мы встали на учет в новой инспек­ции. За 2008 год прежняя ИФНС уже проводила выездную проверку. Может ли новая инспекция заново проверить 2008 год?

  1. Нет, новая инспекция провести проверку за 2008 год не может. Кодекс запрещает две и более выездные налоговые провер­ки по одним и тем же налогам за один и тот же период (п. 5 ст. 89 НК РФ. - Примеч. ред.). То, что ваша компания переехала, это ограничение никак не сни­мает.
  2. То есть за 2008 год нас уже никто не сможет проверить ?
  3. Такая проверка все-таки воз­можна. В частности, ревизию может провести региональное налоговое управление в порядке контроля деятельности инспек­ции. Это предусмотрено пунк­том 10 статьи 89 Налогового кодекса.

Нельзя зачесть переплату в счет недоимки, взыскание которой приостановлено

  1. После проверки нашей компании доначислили налог на прибыль и у нас возникла недоимка. Мы оспа­риваем решение инспекции, и сейчас суд приостановил взыскание задол­женности. Но у нас есть перепла­та по НДС. Может ли инспекция самостоятельно провести зачет НДС в счет этой недоимки?
  2. Нет, инспекция этого делать не вправе. Дело в том, что зачет в счет недоимки является мерой принудительного взыскания. А суд наложил запрет на такие действия. Это подтверждает и судебная практика (постанов­ление Федерального арбитраж­ного суда Центрального округа от 18.01.10 № А35-1181/09-С2.-Примеч. ред.).
  3. А вернуть переплату по НДС мы сейчас можем, даже несмотря на эту недоимку?

-Да, поскольку до рассмотрения дела в суде факт недоимки не под­твержден. Препятствий для воз­врата нет.
Вопрос от редакции «УНП».
Ольга Сергеева,
руководитель отдела бухучета и налогообложения «УНП»

-  Сейчас инспекции на местах стали практиковать такой поря­док работы. Если у компании не хватает каких-то документов, например акта приема-передачи, то налоговики по этой сделке сни­мают расходы и вычеты по НДС. А потом налагают две разные санкции: за отсутствие докумен­тов, подтверждающих расходы, по статье 120 Налогового кодекса и за неуплату НДС по статье 122 НК РФ. Но разве можно за отсут­ствие одного документа применить два штрафа?

  1. Да, в этом случае действия инспекторов правомерны. Дело в том, что статьи 120 и 122 Нало­гового кодекса нельзя применять одновременно, если речь идет об одном и том же нарушении. Такая позиция, в частности, отражена в определении Кон­ституционного суда от 18.01.01 № 6-О. Но в этой ситуации речь идет о двух самостоятельных нарушениях. Статья 120 НК РФ применяется за отсутствие документов, подтверждающих расходы по налогу на прибыль, а статья 122 Налогового кодек­са - за неуплату НДС.
  2. А если, скажем, у компании был убыток, и из-за того, что сняли рас­ходы, налог не увеличился. В этом случае будет только один штраф по статье 122 Налогового кодекса за неуплату НДС?
  3. Нет, здесь также возможны два штрафа. Дело в том, что пункты 1 и 2 статьи 120 Налогового кодек­са позволяют оштрафовать ком­панию за отсутствие подтверж­дающих документов независимо от того, привело это к недоплате налога в бюджет или нет.

4. Ответы на самые спорные вопросы об учете компьютеров и программного обеспечения.

Чем поможет эта статья: Вы сможете аргументировать свою позицию, если у инспекторов возникнут сомнения в правильности учета компьютеров и их периферийных устройств.
От чего убережет: Правильно оформив все необходимые документы, вы снизите риск доначислений налога на прибыль и налога на имущество.

Как приходовать компьютер — целиком или по частям?
Уже много лет по этому вопросу существует две точки зрения. Первая принадлежит Минфину России, который до сих пор при­держивается позиции, высказанной еще в 2004 году: все состав­ные части компьютера нужно учитывать вместе и, соответственно, отражать их в качестве единого инвентарного объекта основных средств (письма Минфина России от 1 декабря 2004 г. № 03-03-01-04/1/166, от 4 сентября 2007 г. № 03-03-06/1/639). Чиновники исходят из того, что все части компьютера могут выполнять свои функции, только будучи соединенными вместе.

Вторая точка зрения заключается в том, что все части ком­пьютера можно учитывать по отдельности. Основанием для этого является пункт 6 ПБУ 6/01 «Учет основных средств», где сказа­но, что если у объекта есть несколько частей с разными сроками полезного использования, то каждая из этих частей учитывается как самостоятельный инвентарный объект.  
Если вы избегаете споров с инспекторами, приходуйте  компьютер как единый объект. Если вы готовы отстаивать свою позицию — учитывайте комплектующие отдельно.
Отметим, что раздельный учет компьютера значительно облегчает работу. Например, у компании возникла потребность заменить монитор. При раздельном учете эта операция не приведёт к необходимости модернизации такого объекта учета, как «компьютер», пересчета его стоимости и норм амортизации.
Кроме того, отдельный учет устройств позволяет оптимизировать платежи по налогу на имущество и налогу на прибыль, в бухгалтерском учете объекты стоимостью не превышающие 20 000 руб., можно включать в состав материалов. И соответственно, не учитывать их при расчете налога на имущество (п. 1 ст. I Налогового кодекса РФ).
В налоговом учете объекты со сроком службы более 12 месяцев, но стоимостью не более 20 000 руб. не признаются амортизируемым имуществом и могут учитываться при расчете налога на прибыль в качестве материальных расходов.

Как обосновать раздельный учет комплектующих компьютера?
Чтобы обосновать раздельный учет компонентов компьютера, надоподтвердить разные сроки их службы. В Классификации основных средств компьютеры отнесены ко II амортизационной группе деления на комплектующие. Соответственно, вы можете установить для них срок службы от 25 до 36 месяцев включительно.
Обосновать выбор конкретных сроков службы в пределах этогодиапазона можно при помощи служебной записки, оформленной вашим системным администратором. Обычно, как только инспектор сталкивается с профессиональным обоснованием сроков служ­бы от человека, разбирающегося в «железе», вопросы снимаются.
Кроме того, точка зрения Минфина о том, что компьютер нужно учитывать как единый объект, была основана исключительно на том, что части компьютера не могут самостоятельно выполнять свои функции. С развитием электронной техники эта позиция фак­тически уже перестала соответствовать действительности. Сейчас уже нельзя говорить о том, что монитор и системный блок не могут работать друг без друга и по этой причине должны составлять еди­ный инвентарный объект. Настаивая на этом, налоговики в пре­дыдущие годы многократно проигрывали споры в судах (см., напри­мер, постановление ВАС РФ от 16 мая 2008 г. № 6047/08).

Как учитывать покупку периферийных устройств?
Если по поводу учета комплектующих компьютеров есть две пози­ции, то отражение периферийных устройств вопросов не вызыва­ет. Вне зависимости от того, приобрела компания эти устройства одновременно с компьютером или позднее, учитывать их нужно отдельно. Ведь очевидно, что вся эта оргтехника имеет свой, отличный от компьютера, срок полезного использования, может подключаться к разным компьютерам, переноситься, меняться, ремонтироваться. Поэтому никаких оснований для совместного учета периферийных устройств вместе с компьютером нет.
Пример 1: Создание локальной компьютерной сети
На балансе ООО «Ветер» в составе основных средств числится компью­тер. Его первоначальная стоимость равна 22 ООО руб. В апреле 2010 года компания приобрела еще один компьютер за 19 000 руб., принтер за 7000 руб. и оборудование для создания локальной сети — сетевую карточку, кабель, розетку. Оборудование стоит 2000 руб.
Бухгалтер ООО «Ветер» решил не создавать новый объект основных средств под названием «локальная компьютерная сеть». Комплектующие нового компьютера были учтены в качестве материа­лов. Таким же образом бухгалтер учел принтер и сетевое оборудование.

Когда следует отразить модернизацию компьютеров, а когда — ремонт?
Зачастую компания не приобретает новую технику, а пытается модернизировать старую. Такие операции в учете отражаются по-разному — в зависимости от того, как был изначально учтен компьютер.
Если решено заменить компонент, который числится 1 отдельный объект, то никаких проблем не возникает. Например, вы меняете монитор. Тогда неработающий (устаревший) дисплей просто списываете (если прежде его уже не списали как затраты на материалы). А новый монитор принимаете к учету (как основное средство или материал).
Также нет сложностей, если меняют компонент, который входил в состав объекта, списанного ранее как затраты на материалы. Стоимость нового устройства в этой ситуации также списывают на материальные расходы.
Если же меняют один из компонентов в основном средстве, то важно правильно отразить эту замену как ремонт или модернизацию.
Допустим, меняется какая-то деталь или элемент, для того, чтобы поддерживать компьютер в рабочем состоянии. Тогда та замену можно рассматривать как ремонт имущества компании. При условии, что функциональное назначение всего компьютера не меняется.
Если же старые элементы компьютера меняются на новые по причине морального износа, то здесь уже о ремонте говор нельзя. Подобные затраты компания должна учесть как расходы на модернизацию.
Модернизация компьютера создает бухгалтеру много учетных проблем. Ведь в этом случае нужно увеличить первоначальную стоимость объекта на цену приобретенного оборудования, установить новый срок полезного использования для компьютера в целом и новую норму амортизации, выписать новый акт по форме № ОС-1.
Поэтому проще и логичнее проводить замену каких-либо, частей компьютера не как модернизацию, а как ремонт.
Как правильно оформить расходы на ремонт компьютера?
Чтобы обосновать расходы на ремонт, системный администратор или другой специалист, отвечающий за техническое состояние компьютеров в вашей компании, должен оформить акт осмотра компьютера или его комплектующих и зафиксировать в выявленные недостатки. На основании этого акта состав, дефектную ведомость, где указывают, какие элементы нужно заменить, чтобы привести компьютер в рабочее состояние. Исходя из дефектной ведомости утверждается смета расходов на ремонт. Приобретенные запчасти приходуют, используя форму № М-4, списывают на затраты по форме № М-11. После того как компьютер отремонтирован, на него оформляют акт по форме № ОС-3.
Пример 2: Отражение расходов на ремонт компьютера
На балансе ООО «Ветер» компьютер числится в составе основных средств как единый объект. Его первоначальная стоимость равна 22 ООО руб. Компьютер был приобретен в ноябре 2007 года, с декаб­ря на него стали начислять амортизацию. Компьютер относится ко II амортизационной группе, и для него установили срок службы, равный 3 годам, — 36 месяцев. Ежемесячная норма амортизации равна 611,12 руб/мес. (22 ООО руб.: 36 мес). В апреле 2010 года монитор у ком­пьютера сгорел. Остаточная стоимость компьютера к этому моменту составила 4888,64 руб. (22 ООО руб. - 611,12 руб/мес. х 28 мес).
ООО «Ветер» в апреле 2010 года приобрело новый монитор за 9440 руб. (в том числе НДС — 1440 руб.). На него составили при­ходный ордер по форме № М-4. По старому монитору была составлена дефектная ведомость. На основании этого документа расходы (8000 руб.) были списаны в составе затрат на ремонт основных средств, НДС (1440 руб.) предъяв­лен к вычету. После этого бухгалтер оформил акт по форме № ОС-3.

 Как учитывать программное обеспечение
Программное обеспечение, приобретенное одновременно с ком­пьютером или позднее, является отдельным объектом учета.
В бухгалтерском учете его можно отражать на счете 97 «Расходы будущих периодов» и списывать на расходы равномерно в течение срока использования программы. В налоговом учете компьютерные программы учитывают по правилам статьи 272 Налога кодекса РФ. А именно в расходы их нужно включать постепенно в течение времени, пока программа может приносить доход.
Проблема в том, что в документах, выдаваемых при покупке программ, не указывается срок, в течение которого она будет работать. Выйти из затруднения можно следующим образом.  Внесите в учетную политику пункт о порядке списания стоим программного обеспечения.
Главное, о чем важно помнить

  1. Комплектующие компьютера можно учитывать в качестве отдельных объектов основных средств. Для этого достаточно установить по ним разные сроки службы. Если же стоимость комплектующих не превышает 20 ООО руб., то их можно сразу списать в качестве материальных расходов.
  2. Замену частей компьютера, учтенного как единый объект основных средств, удобнее проводить как ремонтные расходы. Для этого надо оформить «пер­вичку», обосновывающую необходимость ремонта.

«Первичка», необходимая для учета компьютеров
Если комплектующие компьютера принимают к учету как материалы, оформляют:

  1. приходный ордер по форме № М-4 (при приеме);
  2. карточки учета по форме № М-17;
  3. требование-накладную № М-11 (при списании).

Если же комплектующие соответствуют требованиям, предъявляемым к основным средствам, то заполняют:

  1. акт по форме № ОС-1 (при вводе объекта в эксплуатацию);
  2. инвентарную карточку;
  3. акт по форме № ОС-3 (при модернизации, ремонте);
  4. акт по форме № ОС-4 (при списании).

5. Как перепроверить расчет страховых взносов, чтобы не заплатить лишнего.
Чем поможет эта статья: Определить, С каких выплат в пользу сотрудников не надо начислять страховые взносы.
От чего убережет: От переплаты во внебюджетные фонды, когда выплату можно оформить как не обла­гаемую страховыми взносами.
То, что с заработной платы сотрудников нужно перечис­лять страховые взносы во внебюджетные фонды, сомнений не вызывает. Сложнее обстоят дела с так называемыми «незарплатными» выплатами. Важно, что многие суммы, с кото­рых до 2010 года не нужно было платить единый соцналог, стали облагаться страховыми взносами. Ведь уплата ЕСН зависела от расчета налога на прибыль. И если сумма не уменьшала нало­гооблагаемый доход компании, то единый социальный налог до 2010 года не начисляли.
По страховым взносам такого правила сейчас нет. Платить страховые взносы во внебюджетные фонды надо со всех начис­лений физлицам по трудовым, авторским и гражданско-правовым договорам на оказание услуг (а также выполнение работ). Исключение — выплаты, которые перечислены в ста­тье 9 Федерального закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ в каче­стве необлагаемых.
Рассмотрим подробнее, с каких «незарплатных» выплат в поль­зу физических лиц надо исчислять страховые взносы. А какие суммы взносами не облагаются.

Выплаты по гражданско-правовым договорам.
Страховые взносы надо платить только в том случае, если работник по гражданско-правовому договору оказывает услуги выполняет работы (ст. 7 Федерального закона от 24 июля 200 № 212-ФЗ). Причем если компания применяет общий режим, то взносы с выплат по гражданско-правовым договорам уплачиваются по пониженной ставке (23,1% вместо 26%).
На выплаты по гражданско-правовым договорам страховые взносы в ФСС не начисляются на основании пункта 2 част статьи 9 Федерального закона № 212-ФЗ. Организации, которые платят «упрощенный» налог или ЕНВД, страховые взносы по гражданско-правовым договорам в 2010 году уплачивают же, как и по трудовым соглашениям, — по ставке 14 проценте
Если же гражданско-правовой договор предусматривает га ход права собственности на имущество или передачу его в пользование, то взносы начислять не надо. Предположим, компания взяла у физического лица в аренду легковой автомобиль. По договору аренды, как следует из главы 34 Гражданского кодекса одна сторона предоставляет другой имущество в пользован А значит, с суммы арендной платы исчислять взносы не нужно.

Выплаты при увольнении
При увольнении сотрудника помимо заработной платы компания обязана начислить компенсацию за неиспользованные отпуска (ст. 127 Трудового кодекса РФ). Если работник увольняется н собственному желанию, а по другим причинам, то обычно выпла­чиваются дополнительные суммы.
Так, если компания сокращает работника, то ему полага­ется выходное пособие на период трудоустройства (в течение двух месяцев). Это предусмотрено статьей 178 Трудового кодек­са РФ. Работодатель обязан предупредить сотрудника о сокра­щении минимум за два месяца. Но при этом стороны могут договориться о досрочном увольнении работника. Тогда органи­зация обязана выплатить помимо пособия еще и компенсацию.
Так вот, все суммы, связанные с увольнением сотрудника и предусмотренные трудовым законодательством (за исключе­нием самой зарплаты и компенсации за неотгулянный отпуск), освобождаются от взносов (ст. 9 Федерального закона №212-ФЗ). Отметим, что компания вправе выплачивать компенсации в большем размере, чем это полагается по Трудовому кодексу РФ. При условии, что повышенный размер выплаты установлен в трудовых или коллективном договорах (ст. 178 Трудового кодекса РФ). Суммы превышения будут облагаться страховы­ми взносами.

Компенсации расходов сотрудников
Компенсация расходов сотрудника, связанных с работой, стра­ховыми взносами не облагается. Исключение — компенсация за работу во вредных, тяжелых и опасных условиях. Правда, сюда не входят выплаты, которые работодатель может выдавать за вредность вместо молока и иных продуктов питания. С этих начислений платить взносы также не надо.
Остановимся на самых частых случаях, когда компания ком­пенсирует расходы работников. Это выплаты, связанные:

  1. с использованием личного имущества на службе (автомоби­ля, мобильного телефона и т. д.);
  2. с выплатой суточных за время командировки или в связи с вахтовым методом работы;

—  с разъездным характером работы.
Обратите внимание: чтобы перечисленные выплаты не облага­лись страховыми взносами, необходимо их правильно оформить. Как именно, расскажем ниже.
Компенсация за использование личного имущества на службе.
Чтобы с такой компенсации не пришлось платить страховые взносы, необходимо соблюсти правила статьи 188 Трудового кодекса РФ. Здесь сказано: размер компенсации сто­роны должны установить в письменной форме. В каком именно документе прописать размер компенсации, компания решает самостоятельно. Можно, например, издать приказ директора о том, что сотрудник вынужден использовать свое имущество выполнении должностных обязанностей (надо указать, как именно). А работник должен в таком приказе расписаться.
Суточные и вахтовые доплаты.
С суточных не надо платить взносы, если компания оформила документы, подтверждающие, что командировка состоялась. А именно у компании есть приказ директора, командировочное удостоверение, документы на проезд и проживание работника.
А вот надбавка за вахтовый метод работы освобождает от уплаты страховых взносов, если она прописана в труде договоре или ином кадровом документе. Это следует из статьи Трудового кодекса РФ. При этом надбавка за вахтовый метод р ты в бюджетной организации не облагается страховыми взнос в пределах, установленных Правительством РФ, региональным или местными властями.
Доплаты за разъездной характер работы.
В статье 1 Трудового кодекса РФ сказано, что компания может возместить работнику расходы на проезд, проживание, суточные и иные суммы, связанные с разъездными обязанностями.
О том, что работа сотрудника носит разъездной характер, должно но быть сказано в трудовом договоре или должностной инструкции. Также директору надо установить в приказе или ином кадре документе размеры доплат. Кроме того, разъездной характер р ты подтверждают документы на проживание и проезд работника.

Подарки работникам
Платить или нет страховые взносы со стоимости подарков, зависит от того, как оформлена их выдача. Существует два варианта. Можно предусмотреть их выдачу в трудовом или коллектив договоре (иных кадровых документах) или заключить с работником договор дарения. Второй способ более выгодный.
Если с работником заключить договор дарения, то поде не будут облагаться страховыми взносами. Этот вывод официально но подтвердили специалисты из Минздравсоцразвития России (письмо от 5 марта 2010 г. № 473-19).
Аргументы у чиновников следующие. В статье 7 Федерального закона № 212-ФЗ сказано, что объектом признаются вознаграждения по трудовым, авторским и гражданско-правовым договорам на оказание услуг (выполнение работ). А с выплат по гражданско-правовым договорам, предусматривающим переход права собственности имущества, исчислять взносы не надо. Поэтому со стоимости подарков, пре­дусмотренных в трудовых договорах или иных кадровых докумен­тах, придется заплатить взносы. Если же с работником заключить договор дарения, то таких последствий не возникнет. Выводы оди­наковы для любых подарков — как в денежной, так и натураль­ной форме.
Из письма следует: чтобы проверяющие не потребовали запла­тить со стоимости подарков взносы, важно оформить договор дарения на бумаге. Несмотря на то, что статья 574 Гражданского кодекса РФ разрешает заключать такое соглашение в устной форме, если стоимость подарка не превышает 3000 руб.

Материальная помощь
Страховыми взносами не облагаются только те виды материаль­ной помощи, которые прямо перечислены в статье 9 Федерального закона № 212-ФЗ, а именно:

  1. материальная помощь, выплаченная в связи со стихийны­ми бедствиями и иными чрезвычайными обстоятельствами;
  2. помощь в связи со смертью члена семьи работника;
  3. помощь в случае рождения ребенка в пределах 50 000 руб. (но только если сумма выдана в течение года после рождения ребенка);
  4. прочие виды материальной помощи сотруднику в пределах 4000 руб. за расчетный период.

С других сумм материальной помощи придется заплатить страховые взносы. Даже если такие выплаты не прописаны в тру­довых или коллективных договорах.
Впрочем, есть способ избежать уплаты взносов. Для этого мате­риальную помощь надо оформить как денежный подарок работ­нику. Как мы уже сказали выше, чиновники не требуют уплаты взносов с подарков, если компания оформила их по договору даре­ния. Главное не прописывать такие выплаты в кадровых доку­ментах компании.

Премии работникам
Премии бывают двух видов — за результаты работы или непроиз­водственного характера. Так вот первые однозначно облагаются страховыми взносами.
С непроизводственных премий проверяющие тоже могут потребовать заплатить взносы. Это подтверждают разъясне­ния, размещенные на сайте www.fss.ruв разделе «Виды посо­бий. Консультации». Требование фонда объясняется тем, что никаких исключений для таких выплат в пункте 5 части 1статьи 9 Федерального закона № 212-ФЗ не предусмотрено.
Избежать уплаты страховых взносов опять же можно оформляя непроизводственные премии в виде денежных подарков.

Расходы на медицинское обслуживание работников и членов их семьи.
Сначала рассмотрим расходы на медицинскую помощь работникам.
Не надо платить страховые взносы только в том случае, е компания приобрела у страховой компании полис ДМС или закончила договор на обслуживание сотрудников напрямую с медицинским учреждением. Но при условии, что договор со страхе компанией или медицинским учреждением заключен на срок не менее года. При этом если работодатель заключил соглашение напрямую с медицинской организацией, у нее должна быть соответствующая лицензия, полученная в России. Такие условия предусмотрены подпунктом 5 пункта 1 статьи 9 Федералы закона № 212-ФЗ.
В остальных случаях с расходов на лечение сотрудников (в числе покупку медикаментов) заплатить взносы придется. А с подобных затрат в пользу родственников работников исчислять взносы не нужно. Ведь с членами семьи сотрудников тру­довые, авторские или гражданско-правовые договоры компания не заключает.
Главное, о чем важно помнить
1. Страховые взносы надо платить только с начислений по тем гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ или оказание услуг.
2. Подарки в отличие от многих других выплат не обла­гаются взносами. А значит, материальную помощь и непроизводственные премии в большинстве случаев выгоднее оформлять в качестве денежного подарка. 3. Расходы на добровольное медстрахование сотрудни­ков полностью не облагаются взносами, если договор со страховой компанией заключен на срок не менее года.

Частые вопросы о страховых взносах
1. Надо ли платить страховые взно­сы во внебюд­жетные фонды с суммы боль­ничного пособия за первые два дня, которые оплачивает ком­пания?
Не надо. Дело в том, что пособия, выдан­ные сотрудникам по требованию зако­нодательства, взно­сами не облагаются.
2. По какой ставке надо платить взносы с выплат по авторским договорам, если компания при­меняет общий режим?
Тариф равен 23,1 про­цента. При этом выплаты по автор­ским договорам могут быть умень­шены на докумен­тально подтверж­денные расходы.
3. Может ли пред­приниматель на «упрощенке» платить взносы за себя по тари­фу, равному 14 процентам?
Нет. Воспользовать­ся пониженной став­кой можно только при расчете взносов с выплат работни­кам. За себя при­дется рассчитать взносы по ставке 23,1 процента.
4. Надо ли платить страховые взносы во внебюджетные фонды, ее, компания оплачивает сотрудникам занятия спортом?
Не надо. Но толы в том случае, если компания будет перечислять деньги не работникам, а напрямую организации, оказывающей услуги фитнеса.

6. Три частые ошибки, которые допускают при начислении страховых взносов
1. После отмены ЕСН компании перестали вести индивидуальные карточки учета начислений. Это неправильно. Обязанность вести такие карточки никто не отменял. Только сейчас вместо ЕСН в них нужно отражать страховые взносы. В настоящее время чиновники рекомендуют использовать для этого бланк, который утвержден в совместном письме ПФР от 26 января 2010 г. № АД-30-24/691 и ФСС РФ от 14 января 2010 г. № 02-03-08/08-56П.

2. Организации начисляют страховые взносы на выплаты по абсолютно всем гражданско-правовым договорам. Страховые взносы надо платить только в том случае, если работник по гражданско-правовому договору оказывает услуги или выполняет работы. Если же гражданско-правовой договор предусматривает переход права собственности на иму­щество или передачу его в пользование, то взносы начислять не надо. Примеры таких согла­шений — договор аренды или договор дарения.

 

 

 

 


ООО АФ" ТИМС" © 2010 • Privacy Policy
Hosted by uCoz